- Духовный опыт российский
- (российская ментальность, российский менталитет)комплекс специфических идей, тем, проблем и решений осмысления действительности, характерных для исторического опыта личности и общества Руси-России-СССР-России. Выражает исключительно напряженные духовные искания, предельный характер постановки нравственных проблем и их решений. Содержание д.о.р.выявляется при анализе фольклорных образов (исследования сказок, былин и т.д.), мифологии (например, реконструкция Вяч.Вс.Иванова и Н.Топорова), специфики русского православия, российской философии, содержания русской литературы, мифопоэтических образов поэзии (исследования Г.Гачева, С.Аверинцева, Г.Федотова), обыденного дискурса и сознания (Д.Лихачев, А.Панченко, М.Эпштейн и др.), воспоминаниях российских и зарубежных путешественников.Для д.о.р. характерны: нравственный максимализм в сочетании с правовым нигилизмом; установка на правду и готовность пострадать за нее; самоценность страдания (святость как самоистощание). Ценность реальной жизни отрицается во имя иной жизни (в потустороннем мире, в «светлом» будущем, за рубежом). Обостренное чувство спараведливости основывается на установке приоритета интересов общности по отношению к индивиду, его свободе и достоинству. Основная тема д.о.р. – противостояние власти и народа – сочетается с амбивалентностью «кротости» и «крутости», доходящей до самозванства, амбивалентности жертвенности и насилия.Осознание своеобразия д.о.р. в XIX столетии привело к формированию двух программ его дальнейшего развития: западнически-либеральной и славянофильско-изоляционистской. Их противостояние и противоборство проявляется до сих пор. В религиозной философии д.о.р. осмысляется как идея «Святой Руси», затем как «русская идея». В настоящее время одна из центральных проблем д.о.р. – отделение его этнического содержания от имперского. Эта проблема, однако, представляет собой лишь новую постановку главной темы д.о.р.1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности //Новый мир. 1988, No.8,9.2. Аксаков К.С. Полн. собр. соч. В З т. М., 1875.3. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3 т. М., 1991.4. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1990.5. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. СПб, 1992.6. Вехи. Из глубины. М., 1991.7. Гачев Г. Национальные образы мира. М.,1989.8. Лосский Н.О. Характер русского народа // Его же. Условия абсолютного добра. М., 1991.9. Русские советские песни. М., 1952.10. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 199211. Русский узел. М., 1999.12. Тульчинский Г.Л. Постмодерн и российско-советский духовный опыт //Silentium. Философско-художественный альманах. Вып. 3. СПб, 1996, с. 535-544.13. Тульчинский Г.Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб, 1996.14. Ульянов Н.И. Русское и великорусское // Родина. 1990, № 3.15. Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.16. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. ТТ.1-2. М., 1991.17. Чаадаев П.Я. Полн. собр. сочинений и избранные письма. В 2 тт. М., 1991.18. Эпштейн М.Н. Вера и образ. Религиозное бессознательное в русской культуре 20-го века. Tenalfy (N.J.), 1994.19. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма. // Звезда. 1996 (8), с.166-188.20. Epstein M. Relativistic Patterns in Totalitarian Thinking: an Inquiry into the Language of Soviet Ideology. // Kennan Institute for Advanced Russian Studies. Occasional Paper. No.243. Washington, 1991.21. Epstein M. Symposion and Russian Filosofia // Symposion. A Journal of Russian Though. 1996 - vol.1, p. 3-6.Г.Л.Тульчинский
Проективный философский словарь. — Санкт-Петербург: Международная Кафедра (ЮНЕСКО) по философии и этике СПб Научного Центра РАН. Т.В. Артемьева, И.П. Смирнов, Э.А. Тропп, Г.Л. Тульчинский, М.Н. Эпштейн. 2002.