Духовный опыт российский


Духовный опыт российский
(российская ментальность, российский менталитет)
   комплекс специфических идей, тем, проблем и решений осмысления действительности, характерных для исторического опыта личности и общества Руси-России-СССР-России. Выражает исключительно напряженные духовные искания, предельный характер постановки нравственных проблем и их решений. Содержание д.о.р.выявляется при анализе фольклорных образов (исследования сказок, былин и т.д.), мифологии (например, реконструкция Вяч.Вс.Иванова и Н.Топорова), специфики русского православия, российской философии, содержания русской литературы, мифопоэтических образов поэзии (исследования Г.Гачева, С.Аверинцева, Г.Федотова), обыденного дискурса и сознания (Д.Лихачев, А.Панченко, М.Эпштейн и др.), воспоминаниях российских и зарубежных путешественников.
   Для д.о.р. характерны: нравственный максимализм в сочетании с правовым нигилизмом; установка на правду и готовность пострадать за нее; самоценность страдания (святость как самоистощание). Ценность реальной жизни отрицается во имя иной жизни (в потустороннем мире, в «светлом» будущем, за рубежом). Обостренное чувство спараведливости основывается на установке приоритета интересов общности по отношению к индивиду, его свободе и достоинству. Основная тема д.о.р. – противостояние власти и народа – сочетается с амбивалентностью «кротости» и «крутости», доходящей до самозванства, амбивалентности жертвенности и насилия.
   Осознание своеобразия д.о.р. в XIX столетии привело к формированию двух программ его дальнейшего развития: западнически-либеральной и славянофильско-изоляционистской. Их противостояние и противоборство проявляется до сих пор. В религиозной философии д.о.р. осмысляется как идея «Святой Руси», затем как «русская идея». В настоящее время одна из центральных проблем д.о.р. – отделение его этнического содержания от имперского. Эта проблема, однако, представляет собой лишь новую постановку главной темы д.о.р.
   1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности //Новый мир. 1988, No.8,9.
   2. Аксаков К.С. Полн. собр. соч. В З т. М., 1875.
   3. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3 т. М., 1991.
   4. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1990.
   5. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. СПб, 1992.
   6. Вехи. Из глубины. М., 1991.
   7. Гачев Г. Национальные образы мира. М.,1989.
   8. Лосский Н.О. Характер русского народа // Его же. Условия абсолютного добра. М., 1991.
   9. Русские советские песни. М., 1952.
   10. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992
   11. Русский узел. М., 1999.
   12. Тульчинский Г.Л. Постмодерн и российско-советский духовный опыт //Silentium. Философско-художественный альманах. Вып. 3. СПб, 1996, с. 535-544.
   13. Тульчинский Г.Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб, 1996.
   14. Ульянов Н.И. Русское и великорусское // Родина. 1990, № 3.
   15. Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
   16. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. ТТ.1-2. М., 1991.
   17. Чаадаев П.Я. Полн. собр. сочинений и избранные письма. В 2 тт. М., 1991.
   18. Эпштейн М.Н. Вера и образ. Религиозное бессознательное в русской культуре 20-го века. Tenalfy (N.J.), 1994.
   19. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма. // Звезда. 1996 (8), с.166-188.
   20. Epstein M. Relativistic Patterns in Totalitarian Thinking: an Inquiry into the Language of Soviet Ideology. // Kennan Institute for Advanced Russian Studies. Occasional Paper. No.243. Washington, 1991.
   21. Epstein M. Symposion and Russian Filosofia // Symposion. A Journal of Russian Though. 1996 - vol.1, p. 3-6.
 Г.Л.Тульчинский

Проективный философский словарь. — Санкт-Петербург: Международная Кафедра (ЮНЕСКО) по философии и этике СПб Научного Центра РАН. . 2002.

Смотреть что такое "Духовный опыт российский" в других словарях:

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — уже на ее начальном этапе характеризуется включенностью в мировые цивилизационные процессы. Философская традиция в Древней Руси формировалась по мере того, как развивалась традиция общекультурная. Облик древнерусской культуры в решающей степени… …   Энциклопедия Кольера

  • АЛЕКСИЙ II (Ридигер Алексей Михайлович) — (Ридигер Алексей Михайлович; 23.02.1929, Таллин, Эстония–5.12.2008, Москва), Патриарх Московский и всея Руси. Род Ридигеров. Детство и юность Съезд РСХД. Первые слева в верхнем ряду Михаил Александрович и Елена Иосифовна Ридигеры, в центре прот.… …   Православная энциклопедия

  • БЕРДЯЕВ —         Николай Александрович [6(18).3.1874, Киев, 24.3.1948, Кламар, Франция], рус. религ. философ, представитель персонализма. На рубеже 1900 х гг. находился под воздействием идей марксизма и неокантианства, примыкал к т. н. легальному… …   Философская энциклопедия

  • Апофатизм — (апофатика)    традиция апофатического, или отрицательного, богословия. Апофатическая (негативная) теология направлена на то, чтобы выразить сущность Бога путем отрицания всех возможных определений, как несоизмеримых с его природой. Бог предстает …   Проективный философский словарь

  • Филатов, Сергей Борисович — Сергей Борисович Филатов Дата рождения: 20 января 1951(1951 01 20) (61 год) Место рождения: Москва, СССР Страна …   Википедия

  • Лункин, Роман Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лункин. Роман Николаевич Лункин Дата рождения: 13 июня 1976(1976 06 13) (36 лет) Страна …   Википедия

  • ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ — историческое развитие русской цивилизации определялось прежде всего духовно нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства стала Святая Русь. Однако выбор православной веры для русского народа не был случаен,… …   Русская история

  • Висцеральное( осмысление и философствование) —    внутрителесный опыт смыслообразования. Традиционно соотношение тела и разума понимается в кантовском духе доминирования разума и трактовки тела как аппарата получения чувственных ощущений. С хаптической же точки зрения, ситуация… …   Проективный философский словарь

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия